Прогрессивная технология строительства арочных перекрытий с помощью «грузовика-застежки»

02 Апреля 2016
Мы Вконтакте

Строительство тоннеля – работа непростая и трудоемкая. Прежде всего, необходимо сделать проем в толще земли, используя туннелепроходческую машину. После этого своды надо укрепить строительными конструкциями и забетонировать. Весь процесс занимает много времени. И стоит довольно дорого.
Если же тоннель требуется не для того, чтобы проложить дорогу сквозь горный массив, а для устройства дорожной развязки с пересечением в разных уровнях, то дело значительно упрощается. То же самое – если возводится какое-либо сооружение с арочными перекрытиями. Для таких случаев существует технология укладки Arch-Lock – бетонных блоков, сделанных по принципу конструктора Лего. У каждого «кирпичика» предусмотрены специальные выступы на гранях, которые входят в соответствующие углубления другого такого «кирпичика» и работают как замки, обеспечивая прочность всего строения.
Согласно технологии, такое арочное перекрытие делают следующим образом. Сначала выкладываются боковые стены из блоков, которые с торца имеют прямоугольное сечение. Это довольно крупные и тяжелые элементы, каждый весит по 4400 фунтов (почти 2 тонны). Поэтому для монтажа требуется подъемный кран. Затем с двух сторон сразу выкладывается арка. Здесь уже применяются блоки, имеющие трапецеидальное сечение, чтобы в итоге сделать перекрытие полукруглого профиля. Если прямоугольные стеновые блоки спокойно лежат один на другом, то арочные, до окончания монтажа, надо чем-то удерживать. Поэтому каждый такой «кирпичик» фиксируется цепью с винтовым натяжителем. Самый ответственный момент – установка среднего блока в проем между двумя боковыми. С помощью натяжителей они слегка раздвигаются, вставляется средний блок, после чего боковые таким же образом сдвигаются и зажимают его. Конструкция получается очень прочной, легко выдерживает вес выехавшего на нее многотонного экскаватора или фронтального погрузчика.
Кроме уникальных блоков, у данной технологии есть две особенности. Во-первых, надо привлечь крановщика высокой квалификации. Каждый двухтонный «кирпичик» следует поставить осторожно и, главное, очень точно. Во-вторых, необходимость крепления блоков цепями с натяжителями требует дополнительного оборудования и увеличивает сроки строительства. Но без этого не обойтись – арочные блоки, до укладки последнего элемента, сами по себе держаться не будут.
Так думали все, кроме инженеров компании «Lock-Block Ltd.». Сотрудники этой фирмы занимаются изготовлением блоков с замками – и они же постоянно работают над усовершенствованием данной технологии. В результате внедрения очередной идеи, на строительство арочного перекрытия для пересечения дорог в разных уровнях теперь уходит всего несколько часов. Это стало возможно за счет использования уникальной спецмашины «Zipper truck» (Zipper по-английски значит застежка-молния).
Машина представляет собой обычный грузовой автомобиль. На его шасси установлен большой полуцилиндр из особо прочной стали. На круглой поверхности этого устройства расположены девять продольных балок прямоугольного сечения, с пластиковыми роликами по обеим сторонам. Важный момент – передняя торцевая часть полуцилиндра, которая ближе к кабине, несколько выше, чем задняя.
Теперь процесс выглядит несколько иначе. В начале, как и раньше, с помощью экскаватора роется неглубокий (2,5 – 3,5 м) котлован. В нем с двух сторон укладываются стеновые блоки. Это наземная основа будущего туннеля. Потом автомобиль-застежка заезжает в построенную основу, чтобы работать в качестве опоры для арочных блоков.
Гениальность изобретения заключается в том, что теперь не надо фиксировать каждый арочный блок с помощью цепи и возиться с винтовыми натяжителями. Они опираются на автомобиль. Средний блок тоже укладывается быстро. Перед тем, как подать его к месту монтажа, Zipper truck сдает немного назад. Более высокая передняя часть цилиндра с роликами приподнимает боковые арочные блоки и раздвигает их. Затем центральный блок ставится на «свое» место. После чего автомобиль двигается вперед, под блоками оказывается более низкая задняя часть цилиндра – они опускаются и зажимают центральный элемент. В заключение вся конструкция засыпается землей.
Для выполнения основной части работы, монтажа арочного перекрытия, достаточно всего 4 человека: экскаваторщик, водитель «застежки», два стропальщика. Пятый – бригадир. И две машины, экскаватор и Zipper truck. Если к ковшу приварено кольцо для крепления строп, то можно обойтись без автокрана. Блоки с помощью экскаватора ставятся ничем не хуже. Правда, в этом случае к оператору предъявляются такие же высокие требования относительно умения точно поставить блок на положенное место.
Использование автомобиля-застежки – это настоящий прорыв в деле возведения арочных конструкций с помощью элементов Arch-Lock. Теперь на строительство перекрытия уходит совсем немного времени. Это значит, что клиенту заказ обойдется дешевле, исполнитель хорошо заработает за счет увеличения числа подрядов, а город или район получит больше готовых строительных сооружений.

Размещено в .